Начнем с самых азов, с того, что из себя представляет наша кожа. Для начала стоит осознать, что кожа не натянута на нас как оболочка на резиновый мячик, а состоит из многих слоев, каждый из которых выполняет множество функций. Нас особенно интересует самый верхний слой кожи, роговой, т.к. именно его целостность преимущественно обеспечивает нормальное функционирование кожи в целом. Кожу очень часто сравнивают со стеной и во многом это действительно так - это стена между нашим организмом и агрессивной окружающей средой. Из чего состоят обычно стены? Обычно - из камней или кирпичей, скрепленных цементом. Роговой слой кожи устроен по такому же принципу. Роль кирпичиков в нем выполняют ороговевшие (омертвевшие) клетки - корнеоциты, скрепленные между собой клеточными перемычками (десмосомами), а роль цемента - липидная (жироподобная) прослойка. Но в отличие от обычного цемента, липидная прослойка рогового слоя - это вовсе не просто размазанный между роговыми чешуйками жир, а сложно организованная структура.
Липидная прослойка
Липидная прослойка содержит особенные полярные жиры - церамиды (керамиды). Они разительно отличаются от простых нейтральных жиров кожного сала. У молекул полярных церамидов есть два конца: гидрофильный (любящий воду) и липофильный, который предпочитает жиры и боится воды. Чаще липофильный конец называют "хвостом" (он длиннее), а гидрофильный - "головой". Эти молекулы интересны тем, что стараются всеми силами оберегать "хвосты" от соприкосновения с водой, перестраиваясь таким образом, чтобы прикрыть их гидрофильными "головами". Достигается это построением в двухслойные пластинки, в которых гидрофобные концы спрятаны между двумя гидрофильными слоями. Именно такие двухслойные липидные пласты вместе с ненасыщенными жирными кислотами («незаменимыми» кислотами, выполняющими роль «заклепок или «сшивок») заполняют пространство между роговыми чешуйками, создавая в сумме относительно прочный барьер.
Ослабление этого барьера несет комплексные негативные последствия для организма. При дефиците незаменимых жирных кислот, например, количество церамидных «креплений» снижается и липидные слои становятся более подвижными, структура дестабилизируется и перестает правильно регулировать поток трансэпидермальной воды. Проблема в том, что восстановление кожного барьера требует согласованных действий различных клеток всего организма. «Азбукой» клеток являются особые химические вещества - цитокины, мини-молекулы, странники межклеточного пространства, передающие команды от клетки к клетке. Причем одни и те же цитокины в разных обстоятельствах могут участвовать в передаче разных команд. Если клетки находятся в состоянии стресса, то они начинают производить избыточное количество цитокинов. В результате наряду с командой, например, ускорить построение барьера приходит сигнал, запускающий нежелательную воспалительную реакцию. Происходит общий дисбаланс процессов, регулирующих скорость образования рогового слоя и скорость его отшелушивания. Это в итоге может привести к утолщению рогового слоя (гиперкератозу), шелушению, воспалению и покраснению кожи. Обратный эффект здесь тоже действует - после того как беда с барьером устранена, многие заболевания кожи, сопровождающиеся воспалением и шелушением, легче поддаются излечению. Так действуют натуральные корнеотерапевтические средства, в том числе и Миксит, сначала восстанавливают «крышу», а потом плечом к плечу вместе со всем организмом занимаются излечением.
Сальные железы
С кожным барьером теперь все более менее понятно, давайте посмотрим на непосредственных виновников прыщей – сальные железы. Они являются придатками кожи и расположены чуть глубже, в дерме, преимущественно у корня волоса и их протоки открываются непосредственно в волосяной фолликул. Некоторые сальные железы при этом могут быть совершенно изолированными, например, на лбу, носу, подбородке и т.д. Размеры сальных желез меняются в течение жизни человека, в частности, они сильно увеличиваются в период гормональных выбросов. Выделение секрета желез происходит при сокращении ближайших гладких мышц, поднимающих волос. Кожное сало заполняет выводные протоки сальной железы и, распределяясь по бороздкам кожи, покрывает ее поверхность. Смешиваясь с секретом потовых желез, кожное сало эмульгируется, образуя кислую защитную водно-липидную мантию кожи.
Регуляция выработки кожного сала осуществляется нейрогенными (вегетативной нервной системой) и гуморальными механизмами. В гуморальной регуляции принимают участие гормоны половых желез, гипофиза, коры надпочечников, гипоталамуса. В зависимости от места локализации разные сальные железы чувствительны к разным типам гормонов. Некоторые гормоны подавляют работу желез (эстрогены), а другие - усиливают (андрогены - главным образом, тестостерон; прогестерон, АКТГ, гормоны коры надпочечников, кортиколиберин). Именно поэтому в последнее время считается, что основной причиной возникновения более менее серьезных высыпаний является именно гормональный дисбаланс - чрезмерная чувствительность рецепторов сальных желез к тестостерону. При этом андрогенных гормонов как правда может быть повышенное количество, так и эта чувствительность может быть наследственной («ложный» дисбаланс – когда гормональный фон в норме, но количество рецепторов сальных желез чрезмерно и реагирует даже на обычное количество гормонов).